Гипноз в педагогике

На протяжении последних десятилетий психотерапевты говорят о возможности использования гипноза в педагогике . В качестве при мера приводят японский способ применения медитации в обучении детей . Две трети времени в начальной школе они тратят на танцы, песни, физкультуру и медитацию , которая имеет много общего с аутогенной тренировкой и самогипнозом

В последние годы издается довольно много научно – популярной литературы, адресованной старшеклассникам , которая предлагает подросткам самостоятельно усваивать аутогенную тренировку. В частности, в одной из таких статей утверждается, что человек средних способностей использует всего 4% своих нервных клеток, остальные «дремлют» и, возможно, никогда не «проснутся». Если пробудить хотя бы часть из них , то каждый сможет стать в 10-20 раз умнее и способнее.

Хотелось бы услышать компетентное мнение: можно ли использовать медицинский гипноз в педагогике?

Дмитровск Орловской области. Александр МАСЛОВ

Ответить на вопрос, поставленный нашим читателем, мы попросили врача-гипнолога, кандидата медицинских наук Игоря Разыграева. Вот его комментарий.

– История гипноза берет начало с исследований английского врача Брэда и насчитывает около 150 лет. Столько же лет его пытаются использовать в обучении.

Например, болгарский ученый Лозанов одним из первых пробовал с помощью гипноза обучать студентов иностранным языкам. Наш профессор Райков, всю жизнь посвятивший творческому гипнозу, активизировал «дремлющие» клетки своих пациентов, и его подопечные неожиданно для себя начинали рисовать, как настоящие художники. Кстати, многие великие люди интересовались гипнозом. Лев Толстой, например, писал: «Дети всегда находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся, и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся люди и воспитываются только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно».

Гипноз, аутогенная тренировка, медитация – все эти феномены близки между собой. У нас в стране законное право заниматься гипнозом имеют только врачи и психологи, и то у последних есть некоторые ограничения. Врач может кроме гипноза назначать какие-то лекарства, процедуры. Психолог же, а тем более учитель не имеет права. Сейчас идет работа с Министерством образования и Министерством здравоохранения РФ, чтобы дать больше полномочий психологам и тем учителям, которые прошли специальную подготовку.

Аутогенная тренировка и самогипноз могут сделать более успешными результаты обучения детей. Следует, однако, учитывать, что у разных людей при аутотренинге включаются разные анализаторы: кто-то лучше воспринимает на слух, кто-то – зрительно, кто-то – через движение.

Но задача гипнолога или специалиста по аутогенной тренировке заключается не столько в том, чтобы с помощью этих методик ускорить процесс обучения, используя дополнительные резервы психики, сколько в том, чтобы создать мотивацию к учебе. Школьника может интересовать сам процесс аутогенной тренировки, гипноза. Это хорошо. Но если он создает интерес к обучению, это еще лучше.

Для специалиста же важно усвоить те противопоказания, которые существуют в гипнозе. Их немного, но они есть и связаны с заболеваниями. Человек, который занимается с детьми, должен хорошо владеть информацией об их здоровье, потому что психические заболевания, эпилепсия, острый аппендицит и гастрит, язвенная болезнь не позволяют проводить гипноз.

Дело в том, что гипноз и аутогенная тренировка кроме специального направленного воздействия имеют и общее действие. Если же дело поставить на поток, то среди массы школьников окажутся такие, кому можно только навредить.

Записала Елена ВАЛЬКОВА.
Медицинская газета № 55 (6283) 19.7.2002