Цитаты

Искусство убеждать людей много выше всех других искусств, так как оно позволяет делать всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению. Георгий из Леонтин

Соц. сети


Термины

Аномалия (греч. anomalia — букв, неровность) — относится к различным состояниям, процессам, формированиям. Аномалия личности — отклонение от нормального развития с формированием дисгармоничного психического склада (син.: девиации личности, личностные расстройства, психопатии).

Новости

24-09-2017
Петр Живный и Игорь Разыграев - диалог о гипнозе и психотерапии

В разделе Видеосюжеты опубликована запись беседы двух выдающихся гипнологов, учеников профессора В.Л.Райкова, Петра Живного и Игоря Разыграева. Смотрите видеосюжет

О гипнозе

Сознание и его границы

Куликов Л.В. Психология сознания

«Гипноз. Связь времен»

Обзор статьи Д.Виноградова «Гипноз-дело тонкое» из Медицинской газеты, выпуск №84, 1993 год.

В 1993 году в Москве во Всероссийском Центре профилактической медицины прошел Первый Международный конгресс по лечебному и творческому гипнозу и вызвал повышенное внимание как российских, так и зарубежных гипнологов, психиатров, психологов. Этот конгресс был посвящен памяти знаменитого итальянского ученого Марко Маркезана, создавшего в Милане Университет новой медицины.

Эксклюзивно о профессоре Райкове В.Л.

«Сначала я «видела» музыку в форме тонкой струны, жгута, несколько изогнутого. Этот жгут вворачивался в меня, я сама как бы оборачивалась вокруг него... я ощущала его». Нет, это не впечатления от действия ЛСД – так после сеанса творческого гипноза в 1996 году описывала свои переживания от прослушивания классической музыки одна из испытуемых Владимира Леонидовича Райкова, российского психотерапевта, ставшего, пожалуй, главным исследователем в области творческого гипноза.

В.Л. Райков - Биоэволюция и совершенствование человека

Лаборатория гипноза, Москва, 2004 годВ.Л. Райков

О ДУХОВНОСТИ

ПРОФИЛАКТИКА ЖИЗНИ

КОСМИЗМ - ФИЛОСОФИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И, МОЖЕТ БЫТЬ, РЕЛИГИЯ ХХI-го ВЕКА

 

 

О ДУХОВНОСТИ

     В последние годы в человеческом существовании все больше говорится о понятии и сущности духовности. Духовность, однако, не могла возникнуть вне тенденций эволюции живого, жизни.

     Я думаю, что в основе духовности лежит многоплановая трансформация унаследованных человеком от животных, многовариантных паттернов эмоционально положительного отношения друг к другу. Например, такого, какое имеет место в отношении друг к другу в “семейных узах животных”.

     Духовность - это высшая форма позитивного человеческого мироощущения, включающая в себя наиболее совершенное, эстетическое, эмоциональное, творческое сознание и самосознание и глубочайшее философское, мотивирующее творчество, мировоззрение.

     Духовность - это “солнечно” озаряющее стремление к вызывающему наслаждение творчеству и такому же солнечному ощущению жизненной радости и счастья. И именно в творчестве это счастье жизни должно выражаться, а сама жизнь должна быть как счастливое творчество.

     Духовность действительно трансформируется в “эмоциональное” ощущение, может быть, эмоциональное мировоззрение. Я убежден, что не много есть людей, кто, испытывая желание убить человека, вспоминает заповедь “не убий”. Человек нравственный и духовный просто эмоционально ощущает, что нельзя убить, что для него это невозможно, и не только как конкретное, чудовищное действие, а как принципиальное неприятие сверх отрицательных эмоционально-нравственных переживаний в целом, связанных с убийством вообще. В принципе, любое действие, несущее негативные эмоции злобы, ненависти, преступности, экспансии, так или иначе отрицательно влияет на человека. И духовные люди всячески интуитивно и сознательно избегают их.

     Духовность включает, конечно, в себя и культуру человека, и его мировоззрение, но проявляется это именно в его эмоциональном сознании в ощущении и усвоении эмоционально положительных, возвышенных, альтруистических, творчески устремленных, гуманистических впечатлений. (В рационализме дух рассматривается как сознание и самосознание. В иррационализме - как воля.)

     Духовность, н смотря на свое необычайно часто встречающееся, и я бы даже сказал модное, понятие, не имеет четко выраженного определения. Можно только как-то интуитивно ощущать, догадываться, что понимается под этим словом.

     На мой взгляд, духовность - это некий активный эмоционально положительный заряд эмоционального сознания, организовавшийся как на неосознаваемом, так и на сознательном уровне человеческой психики, где анализируются, получают приоритетное предпочтение и так или иначе проявляются в обычной жизни, деятельности и творчестве только самые общепризнанно лучшие и возвышенные человеческие тенденции, озаренные высшими задачами человечества, мировой культуры, науки и искусства. И это, как я себе представляю, наиболее усовершенствованный и развитый вариант духовности.

     Величайшим примером здесь должен служить, прежде всего, великий Томас Манн, который определил свое бытие как созидаемое произведение искусства (блестящая мысль, а эстетическое понимание искусства как самостоятельное гармоническое существование, куда постепенно вклинивается этический принцип общегуманистической направленности. Этическое Томас Манн понимал как взаимопонимание духовной культуры, где рассматривалось, прежде всего, творчество и действительность, где также доминировала активная радость, жизнедеятельность и счастье. Это особенно интересно потому, что ранний Т. Манн олицетворял человеческую жизнеспособность стремление к счастью как антидуховное, антитворческое начало, но в дальнейшем он стал считать возможным и даже необходимым объединение этих психологических начинаний и видел здесь живой пример в И. Гете “Лотта в Веймаре”, “Иосиф и его братья”. И я могу еще добавить, что такими олимпийцами нашего века были художник А. Матисс, пианист А. Рубинштейн, великий скрипач Фриц Крейслер и С.В. Рахманинов.

     Духовность - это культура, это то, что в человеке и в людях не меняется по качеству, а только увеличивается количественно. Это, на мой взгляд, есть именно то, что надо “отдельно рассматривать” как стремление к духовности. Ибо духовность - это и цель, и идеал человеческого и в жизни, и в искусстве, и в воплощении всего этого в жизни. Именно потому, что в основе духовности постоянное эмоциональное ощущение стремления к совершенствованию как генетически запрограмированное, так и сознательное стремление к творческому позитивному созиданию для человека и во имя человечества. Это все воплощается в искусстве.

     Искусство несет в себе очень много различных функций. Например, отражение общественной жизни и иногда предвосхищение ее свершений. Оно содействует воспитанию человеческой культуры и духовности. Оно способствует сохранению лучших человеческих традиций, имевших венцом своим задачу стимуляции и иллюстрации своего максимального развития, запечатленного в прекрасных произведениях.

     Искусство всегда от своего времени, и искусство всегда вне времени. Оно современно по форме и вечно по содержанию. Искусство - это абсолютная истина, выраженная в эстетическом мировоззрении. Никто еще не создал в скульптуре ничего лучшего, чем Древние Греки или Древние Египтяне. Более того, даже в идеальной проекции человеческого воображения невозможно представить что-то лучшее.

     Помимо Абсолютного невежества есть еще Абсолютная Красота и Абсолютная Истина в эстетическом понимании и воплощении. Более того, именно достижение Абсолютной Красоты и Абсолютной Истины в искусстве, воплощенной через эмоциональное сознание, представляется реальное доказательство возможности познания мира, его истинности и гармонии в логическом и вербальном сознании. Искусство доказывает познаваемость мира и успешность совершенствования человеческих усилий на пути к любой форме прогрессивных начинаний своего развития.

     Кроме того, величайшие писатели цивилизации были одновременно и философами (И. Гете, Томас Манн, Лев Толстой, В. Соловьев, Ф. Шиллер и т.д.). Познание Абсолютной истины в искусстве раскрывало для них понимание абсолютного в науке.

     Понимая гармонию как наиболее эмоционально благоприятную форму человеческого существования, великие творцы искусства Т. Манн, Эдвин Фишер, П. Казальс, Анри Матисс стремились поддержать, показать и воплотить позитивное, эмоционально положительное стремление человека к счастью и активной жизненности как истинному смыслу человеческого существования в жизни, науке и искусстве. И это совершенно замечательная иллюстрация того, как надо чувствовать совершенное и прекрасное, как надо к нему стремиться и как надо улучшать это эмоциональное стремление, искусство дает людям ощущение того, как надо сделать прекрасной жизнь. А если научиться делать по-настоящему прекрасное, все отрицательное будет отбрасываться само.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Наука о выживании, сохранении, развитии и совершенствовании человека, понимающего свою космическую эволюцию, - это антропное мировидение и мироведение. Это наука об эволюции Вселенной, часть которой есть человек, и которую человек должен познать как свою часть и то, чем он является, также как и то, чем он не является. Человечество - часть Вселенной, безграничного пространства Космоса, который его породил, и они в его душе. Человечество несет в себе ту часть основной матрицы, всего того, что есть все и что во всем всех нас объединяет. И вообще это глобальное существование. И человек никогда не должен забывать, что то, что он есть, это самое совершенное из того, что существует, и это самая большая ценность того, что есть во Вселенной, и это нельзя уничтожать из-за своего невежества, злобности и дегенератизма.

     В самом конце я решил повторить главу о нашей национальной идее, как я ее понимаю, исходя из космической предопределенности человеческого существования во Вселенной.

     Как я множество раз повторял, самая важная истина нашего времени - это истина опасности. Опасность гибели всего человечества и, может быть, всей жизни или экологического отравления планеты, или уничтожение всего в ядерной катастрофе.

     Вполне возможно могла возникнуть война в сталинское или брежневское время, и тогда человечество сгорело бы в ядерном крематории за “рабочее дело” и “всемирное объединение пролетариата”, за “торжество идей классовой борьбы и борьбы за мир” и за построение коммунизма к 1980 году.

     И в момент гибели все совершенно ясно осознали, что Маркс и Ленин были правы, за коммунистические идеи можно и, главное, нужно всем погибнуть, хотя для начала, может быть и не всем, но потом обязательно всем, хотя и не обязательно за рабочее дело. Сейчас, когда такая причинная необходимость, кажется, исчезла или исчезает, и когда несколько лет назад наш тогдашний президент поставил вопрос о национальной идее, я решил высказать свою позицию исходя из наших национальных особенностей и наших реальных возможностей. Фрагменты этой главы - “Профилактика жизни” - я повторю здесь, ибо это самое важное в нашем существовании.

POST SKRIPTUM

     Так как я являюсь научным сотрудником Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России, то фактически все мои исследования так или иначе связаны с профилактикой именно возможности условий человеческого существования на Земле. Сейчас я решил сделать отдельную статью и отдельную главу на эту тему. Это итог концепции моего существования, моей жизни.

 

ПРОФИЛАКТИКА ЖИЗНИ

     Современное понятие профилактики всегда связано исключительно с медициной. Всегда напутствуют, как бы не заболеть, как бы миновать эпидемии гриппа, холеры, дизентерии или геморроя (и еще можно привести большое количество различных диагнозов). И так везде, и я это знаю лучше, чем кто-либо другой, потому что работаю в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Минздрава России.

     Но ведь может быть и еще целый ряд понятий, к которым слово профилактика могло бы подойти и быть целенаправленно использованным. Например, профилактика зрения, профилактика производственного травматизма, каких-то технических систем и т.д.

     Лично я занимаюсь тем, что назвал ПРОФИЛАКТИКА ЖИЗНИ. И если медицинская профилактика занимается тем, чтобы не заболеть так, чтобы не умереть, то я ставлю задачу шире. Я занимаюсь исследованием вопроса, как бы всем нам, всему человечеству сделать так, чтобы не погибнуть.

     Но разве такое может быть? Количество людей такое большое. Они существуют уже более сотни тысяч лет. Неужели может возникнуть ситуация, когда человечество вдруг возьмет и как-то очень быстро погибнет?

     Да, это может быть. Я назвал это самой страшной истиной нашего времени - истиной ОПАСНОСТИ. Мы живем в условиях этой страшной истины уже более полувека. С тех пор, как люди сделали атомную бомбу, человечество теоретически обрекло себя на почти что неминуемую гибель. Так называемая “ядерная кнопка”, с помощью которой можно развязать ядерную войну, в настоящее время уже более, чем в десяти странах. И возможность, что кто-то когда-нибудь или по случайности, или в связи с безумием все-таки нажмет кнопку, с каждым годом существования человечества увеличивается, увеличивается количество стран, владеющих средствами массового уничтожения, увеличивается общая заболеваемость людей на планете и болезнями психическими, в частности. Кроме того, ядерная угроза является уже давно далеко не единственной в средствах непрерывно нарастающего оружия массового истребления людей.

     Человечество дожило до того, что создало все условия для того, чтобы себя многократно уничтожить, но еще не успело дожить до того, чтобы себя не уничтожать. Должно пройти какое-то время (от пятидесяти до ста лет), чтобы люди поняли, что себя уничтожать нельзя.

     Человечество унаследовало от животных систему эмоционального реагирования (которую я назвал эмоциональным сознанием), и помимо эмоционально положительных реакций, радостных переживаний, люди унаследовали злобу, агрессию, экспансию, стремление к нападению, захвату и т.д. Однако человечеству как биологическому виду свойственно новое эволюционное приобретение - сознание и способность познания - РАЗУМ. Поэтому человек действует и в связи с унаследованными от животных эмоциональными реакциями, и тем разумным началом, которое преподнесла нам природа, как сознание.

     Что такое сознание? Это усвоение и понимание действительности в абстрактных символах слов и логике их возможного изменения и взаимодействия, свойственных языку. Так вот логика, сознание и наш интеллект четко обозначают ситуацию невозможности развязывания ядерной войны (или войны с другими средствами массового уничтожения), и все понимают, что если будет такая ядерная катастрофа, то все живое погибнет, и человеческое существование на Земле прекратится. А вот эмоционально, под настроение, по злобе, по невежеству или в связи с безумием человек может вдруг, интуитивно, случайно, спонтанно на это пойти. А так как практическая деятельность человека всегда определяется комбинацией эмоций и Разума, то возможность нажатия “кнопки” при всех самых сложных вариантах защиты все-таки существует и обязательно будет существовать до уничтожения всего ядерного оружия в пределах планеты. Но ведь вот в чем проблема. Люди не только не хотят уничтожить ядерное оружие, его, наоборот, хотят прибрести все новые и новые страны (Иран, Ирак, Северная Корея, недавно создали Индия и Пакистан и т.д.). И при существующих общественных тенденциях уничтожение ядерного, химического и бактериологического оружия невозможно (хорошо хоть достигаются соглашения его частично сократить).

     Таким образом, опасность тотальной гибели человечества не только заслоняется местническими, эгоистическими и экспансивными интересами, но и в некоторых случаях полостью игнорируется и практически никогда не обсуждается.

     Итак, человечество вступило в единоборство между своим эмоциональных сознанием, генетически усвоенным от животных и связанным с агрессивностью, злобностью, тенденцией к захватничеству, и, с другой стороны, - с человеческим Разумом, сознанием, уже являющимся достоянием и осознаванием человеком, “человеком разумным”.

     Конечно, это имело место в течение всей истории существования человечества, люди сражались с животными и между собой дубинками, копьями, саблями, луками, пистолетами, пушками, потом воевали с помощью танков и самолетов ... и вроде бы ничего. Но вот появилось ядерное оружие, и ситуация изменилась. Над планетой нависла угроза СМЕРТИ. Я уже не говорю о назревающей экологической катастрофе. Планета систематически и планомерно отравляется. Где-то это поняли и принимают меры, где-то этого не понимают, а где-то понимают, но “на все плюют”. А ведь может возникнуть ситуация, когда через тридцать-пятьдесят лет не будет чистых источников питьевой воды, выкачают нефть, сожгут уголь, ядерный отходы от электростанций негде будет прятать. А уничтожение боевых отравляющих веществ, ведь это тоже придется когда-то сделать, некоторые стальные контейнеры с такими веществами затоплены в море еще со второй мировой войны. А новые, еще более страшные, вещества - как их уничтожать? Как хранить? И сколько это будет стоить?

     А оружие бактериологическое? ... Но это все, к сожалению, ясно и все не просто печально, а чудовищно грустно. Для меня совершенно непонятно, как легко и с каким беспрецедентным легкомыслием люди отмахиваются от этих проблем. Человеческое общество иногда воистину более чем сложная организация.

Но что можно было бы порекомендовать?

     Люди в целом достаточно сложно устроены. Они энергично и активно действуют, когда какие-то конкретные проблемы возникают, когда на них обрушивается какое-нибудь несчастье, катастрофа, но в высшей степени “халатно” и даже почти негативно реагируют, когда им предлагают принять какие-либо меры профилактики. При недавних землетрясениях в Турции погибло много тысяч людей, потому что дома строились без учета необходимой сейсмической защиты. (А какие громадные расходы понесла страна, чтобы обеспечить всех оставшихся без крова и вылечить раненых!)

     При строительстве Чернобыльской АЭС фундамент станции должен был быть толщиной в 15 м бетона, а сделали только три метра (экономика, как говорили раньше, должна быть экономной), и радиационное загрязнение прорвалось в реку Припять, отравило все водоемы и вышло в Черное море. Единственное теплое море нашей страны оказалось радиоактивно загрязненным. И чем меньше цивилизованности в обществе, тем чаще такие явления. Проблема состоит в том, что люди не могут, не в состоянии угнаться за тем фундаментальным техническим прогрессом, который имеет место в новом тысячелетии. Человек психологически и социально не готов полноценно воспринимать те потрясающие открытия, которые он делает. Он за прошедшие тысячелетия психологически очень мало изменился. Он психологически и физиологически почти такой же, каким появился 200 тысяч лет назад, а ему надо сейчас меняться. Он должен осознать, что он самая главная ценность на планете и, очевидно, во всей Вселенной. И он не должен делать все для своего самоуничтожения, ка он делает это сейчас. Все, то он создает, изобретает, уже вышло за пределы Земли, уже осваивается Космос. И уже эмоции злобы и ненависти и склонность к захватничеству необходимо трансформировать в энергию созидательную и творческую. А природное стремление к экспансии необходимо (и это можно делать, и уже делается) использовать для покорения околосолнечного космического пространства.

     И людям необходимо все это осознать и понять, что они дети Вселенной, и самоуничтожение человечества (допустим, в связи с тем, что в США занимаются “эксплуатацией рабочего класса”) н только не допустимо и является преступлением перед жизнью, человечеством, но это и преступление перед Вселенной, затратившей такие усилия для создания этой жизни и появления человека.

     Исходя из вышесказанного и действительно осознав всю реальную опасность современного существования человечества в целом, возникает реальная необходимость начать делать что-то конкретное, чтобы осуществить именно профилактику и предупреждение гибели всего живого на планете. Здесь может быть несколько подходов, долженствующих иметь один общий результат - ПРОДОЛЖЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (хотя бы для начала только в XXI веке).

Что, как я думаю, необходимо сделать сначала?

     Надо, по возможности, довести до каждого человека нашей страны и хорошо бы до каждого человека всего мира информацию об указанной грозящей опасности и о том, что только он сам может и должен хотеть сделать в этом направлении. Люди должны понять и осознать, а главное, как это говорится, “принять к сердцу” всю сложность ситуации и реально трудиться, чтобы ее предотвратить. Самое главное, сначала именно понять, поверить и усвоить, что это так. Необходимо, однако, и учитывать указанный выше человеческий консерватизм и нежелание “взваливать себе на плечи” такую колоссальную ответственность и необходимость так много делать что-то, радикально менять, разрабатывать конкурентные меры, менять свое мировоззрение. Это должно делать государство, разрабатывая общие планы, и каждый человек в отдельности, исходя из того, что может сделать конкретно он сам. Кроме того, я предвижу такое естественное и очень человеческое возражение, будут говорить: “Ну, знаете, до всего этого еще так далеко, да, может, вы все преувеличиваете. Мы все живем спокойно и хорошо. Стоит ли вообще ломать копья? Ну, а те, кто живет плохо, от этой позиции никак не будут жить лучше, а наоборот, хуже. А все достаточно цивилизованное сообщество уже и так давно делает то, что надо. Ну, а люди не очень далекие и умные... ну, да Бог с ними”.

     Да, люди благодушествуют, они уверены, что кто-то за них о чем-то позаботится когда надо. А если заботиться начнут, когда будет поздно? Сейчас пока еще можно думать и говорить о профилактике. Ведь люди совершенно не могут представить, что все, что для них так спокойно и хорошо, логично и мило, вдруг начнет уничтожаться ядерной войной или экологической катастрофой. “А этого не может быть никогда! Этого вообще не допустят!” Но кто не допустит - США, Россия, Китай, Корея, Англия или... ? Ведь еще в 1961 году при Н. Хрущеве и Д. Кеннеди уже чуть не началась ядерная война. (И, представьте, мир мог бы погибнуть из-за того, привезли бы на Кубу военные ракеты или нет.) А таких случаев, о которых мы и не знаем еще, наверное, было немало.

     Ну а экология?! Первое, что надо сделать - чтобы люди стали думать и волноваться именно за судьбу нашей планеты и за жизнь своих детей. И если многие смогут понять и поверить в то, что нужно делать, то практически сообразят быстро и будут делать. Эти конкретные действия достаточно просты, очевидны и естественны. И если каждый день об этом говорить по телевидению, как сейчас, например, говорят про жвачку, или как раньше говорили, что нужно сдавать деньги в разные МММ, то дело может сдвинуться буквально за год и даже быстрее.

     Итак, очевидно, было бы целесообразно после осознания важности проблемы распространять идеи этой опасности средствами массовой информации и телевидением, прежде всего. Но в чем, собственно, должна состоять задача? Задача в том, чтобы каким-то образом ослабить и в идеале переключить природную человеческую агрессивную экспансию, склонность к преступлению, злобность, ненависть на позитивно-созидательную направленность, на активное творческое созидание, где позитивная творческая активность может совершенствоваться бесконечно. Необходимо создать специальные телевизионные клипы, призывающие умерить свою злобность и агрессивность. Например, по типу такого варианта: “Переключи свою силу злобы на что-то положительное, хороше и нужное. Делай все так, чтобы конечной целью твоей деятельности было улучшение человеческого существования.” Это, конечно, приблизительная форма декларации, ее целесообразно сделать так, чтобы она была доступна широкому кругу людей. И когда этот круг значимо расширится, возникнуть первые надежды, что человечество переживет XXI век. Подробно указанная концепция была опубликована в моей книге “Биоэволюция и совершенствование человека. Гипноз, сознание, творчество, искусство”. (М., 1998). Идеи эти поддержаны также академиком Н.Н. Моисеевым в его книге “Быть или не быть человечеству?”. (М., 1999).

     Обратимся теперь к проблеме закономерности существования вещей в природе. Все, что касается неживой природы, естественно, закономерно. Можем ли мы говорить о том, что человеческое существование представляет собой абсолютную иллюстрацию полной автономности и свободы в своем существовании? С одной стороны, конечно, да, и я многократно указывал на это в своих книгах. И в той или иной форме, и в той или иной степени это утверждалось многими специалистами (В.С. Соловьев, Ю.В. Сачков и мн. др.).

     Однако здесь необходимо учитывать, что эта свобода человеческого волеизъявления, как и все, что существует в человеке, как и само существование человека, есть не только его Воля и его Разум. Как само его возникновение, так и круг возможных его деяний, обусловлены эволюционной программой его появления, существования и развития. Человеческие возможности потенциально безграничны. И совершенствование его научных и технологических достижений теоретических выводит даже за пределы планируемого воображения. Мы сейчас не в состоянии даже отдаленно предположить, что может создать человечество, допустим, через миллионы лет или через миллиард лет своего позитивного развития, если оно будет развиваться в том темпе, в каком развивается сейчас. Но самое главное, сейчас, в начале третьего тысячелетия, нельзя забывать о процессе эволюции, о ее фундаментальных законах, о тех, которые мы знаем, и о тех, которые должны еще познать.

     И один из этих законов, может быть, общих законов существования, связан с тем, что что-либо возникнувшее должно так или иначе исчезнуть, и ничто не существует вечно. Это закон. Поэтому гибель человечества, во всяком случае в том виде, в каком оно существует сейчас, в биологическом развитии, очевидно, так или иначе должна осуществиться (или, может быть, это будет какая-то биологическая эволюционная трансформация), или это осуществится через генетическую мутацию или в связи с какими-либо природными катаклизмами (метеоритный удар). Гибель людей реально может произойти и в результате неравномерности технологических и социальных достижений различных стран и, главное, в отсутствии должной координации направленности совместных действий в разных странах. Опасность тотальной войны будет всегда оставаться, если человечество не найдет в себе достаточно мудрости, чтобы реально объединиться, и совершенно неважно, по какому поводу такое объединение может произойти, но надо искать пути такого объединения, сначала, может быть, частичного и фрагментарно, а затем все более и более полного и когда-нибудь всеобщего. И только в этом случае может наступить настоящий порядок, направленный на полноценное существование. Любые криминальные проблемы будут решаться актом полицейским, а не военным конфликтом. И так же, естественно, будут решены проблемы экологические и проблемы материальных ресурсов планеты.

Процесс человеческого познания неостановим.

     В заключении мне хотелось последний раз напомнить, что нас, людей, создала Вселенная, и Вселенная присутствует в нас, и мы присутствуем во Вселенной в качестве самой сложной, уникальной, совершенной части. И мы можем это понять, так как Вселенная нам это предоставила. Каждый осознанный миг человеческой жизни должен быть благодарностью за это и наполнен сознанием того, что мы нашим развитием и совершенствованием должны продолжить и продолжаем это дело Вселенной уже сознательно нашими собственными волевыми, интеллектуальными и созидательными усилиями. Это наша ответственность перед Космосом, перед жизнью и перед СОЗНАНИЕМ, которым наградила нас Вселенная.

Итак, Вселенная в нас, и мы во Вселенной. И это прекрасно.

КОСМИЗМ - ФИЛОСОФИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И, МОЖЕТ БЫТЬ, РЕЛИГИЯ ХХI-го ВЕКА

     Философские и религиозные концепции нашего исторического прошлого и настоящего всегда опирались или на мифологию, обусловленную в веру в Бога, и у каждой страны это был свой Бог, и поэтому единственный; или на идеологизированную псевдоконцепцию какого-то измышленного и извращенного превосходства: национального, расового, классового и т.д. При всей своей очевидной неадекватности и даже агрессивной опасности, эти позиции тем не менее устарели, потому что не опирались и не опираются на объективные и позитивные факты и опыты человеческого существования и человеческого развития, так как уже не соответствовали и не соответствуют современным задачам существования человеческого общества в целом.

     Современное существование человечества, его выживание и позитивное развитие будет зависеть от того, как будет у людей осуществляться взаимодействие психологического, эмоционального, духовного и эмоционального в понимании своего пути и направленности развития Разума по отношению к тому, что человек создает, изобретает и что, в связи с этим, творит. (И на это направляет свое творчество).

     Если все лучшие силы человечества будут направлены на так называемую "оборону", то, видимо, судьба человеческой цивилизации будет предрешена, печально предрешена, и, возможно, уже в ХХI веке. Но если люди смогут осознать и сделать близким понимание нашего космического происхождения, нашей сложнейшей биоэволюции в формировании живого, сознательного и разумного (на пути к появлению Разума); если смогут поверить, что жизнь и Разум - это то, что надо сохранять, развивать, "лелеять" и беречь; если смогут усвоить, что Жизнь и Разум никогда нельзя уничтожать, то эта вера в космическую уникальность нашего Сознания и Разума и будет новой Религией, Философией и Идеологией Человечества. Космизм и Разум - это и философия, и религия, и цель, и спасение людей во имя и во славу этой идеи для человека разумного и человека творческого.

Rambler's Top100 Психология 100