Цитаты

Интересно высказывание И.П. Павлова, жившего в период наибольшего расцвета фрейдизма. Великий русский физиолог говорил: «Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе – мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный тоннель в подошве большой горы – человеческой психике. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света… Изучая явление иррадиации и концентрации торможения в мозгу, мы по часам можем ныне проследить, где начался интересующий нас нервный процесс, куда он перешел, сколько времени там оставался и в какой срок вернулся к исходному пункту. А Фрейд может только с большим или меньшим блеском и интуицией гадать о внутренних состояниях человека, он может, пожалуй, сам стать основателем новой религии».

Соц. сети


Термины

Гипнотический метод, разработанный гипнологом И.И. Разыграевым. При гиперрегрессии возраста под воздействием гипноза происходит погружение человеческого сознания во временной период, предшествующий появлению на свет. Возрастная гиперрегрессия дает возможность пробудить т.н. "память прошлых жизней" человека.

Новости

24-09-2017
Петр Живный и Игорь Разыграев - диалог о гипнозе и психотерапии

В разделе Видеосюжеты опубликована запись беседы двух выдающихся гипнологов, учеников профессора В.Л.Райкова, Петра Живного и Игоря Разыграева. Смотрите видеосюжет

О гипнозе

Сознание и его границы

Куликов Л.В. Психология сознания

«Гипноз. Связь времен»

Обзор статьи Д.Виноградова «Гипноз-дело тонкое» из Медицинской газеты, выпуск №84, 1993 год.

В 1993 году в Москве во Всероссийском Центре профилактической медицины прошел Первый Международный конгресс по лечебному и творческому гипнозу и вызвал повышенное внимание как российских, так и зарубежных гипнологов, психиатров, психологов. Этот конгресс был посвящен памяти знаменитого итальянского ученого Марко Маркезана, создавшего в Милане Университет новой медицины.

Эксклюзивно о профессоре Райкове В.Л.

«Сначала я «видела» музыку в форме тонкой струны, жгута, несколько изогнутого. Этот жгут вворачивался в меня, я сама как бы оборачивалась вокруг него... я ощущала его». Нет, это не впечатления от действия ЛСД – так после сеанса творческого гипноза в 1996 году описывала свои переживания от прослушивания классической музыки одна из испытуемых Владимира Леонидовича Райкова, российского психотерапевта, ставшего, пожалуй, главным исследователем в области творческого гипноза.

Гипноз в педагогике

На протяжении последних десятилетий психотерапевты говорят о возможности использования гипноза в педагогике . В качестве при мера приводят японский способ применения медитации в обучении детей . Две трети времени в начальной школе они тратят на танцы, песни, физкультуру и медитацию , которая имеет много общего с аутогенной тренировкой и самогипнозом

В последние годы издается довольно много научно - популярной литературы, адресованной старшеклассникам , которая предлагает подросткам самостоятельно усваивать аутогенную тренировку. В частности, в одной из таких статей утверждается, что человек средних способностей использует всего 4% своих нервных клеток, остальные «дремлют» и, возможно, никогда не «проснутся». Если пробудить хотя бы часть из них , то каждый сможет стать в 10-20 раз умнее и способнее.

Хотелось бы услышать компетентное мнение: можно ли использовать медицинский гипноз в педагогике?

Дмитровск Орловской области. Александр МАСЛОВ

Ответить на вопрос, поставленный нашим читателем, мы попросили врача-гипнолога, кандидата медицинских наук Игоря Разыграева. Вот его комментарий.

- История гипноза берет начало с исследований английского врача Брэда и насчитывает около 150 лет. Столько же лет его пытаются использовать в обучении.

Например, болгарский ученый Лозанов одним из первых пробовал с помощью гипноза обучать студентов иностранным языкам. Наш профессор Райков, всю жизнь посвятивший творческому гипнозу, активизировал «дремлющие» клетки своих пациентов, и его подопечные неожиданно для себя начинали рисовать, как настоящие художники. Кстати, многие великие люди интересовались гипнозом. Лев Толстой, например, писал: «Дети всегда находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся, и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся люди и воспитываются только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно».

Гипноз, аутогенная тренировка, медитация - все эти феномены близки между собой. У нас в стране законное право заниматься гипнозом имеют только врачи и психологи, и то у последних есть некоторые ограничения. Врач может кроме гипноза назначать какие-то лекарства, процедуры. Психолог же, а тем более учитель не имеет права. Сейчас идет работа с Министерством образования и Министерством здравоохранения РФ, чтобы дать больше полномочий психологам и тем учителям, которые прошли специальную подготовку.

Аутогенная тренировка и самогипноз могут сделать более успешными результаты обучения детей. Следует, однако, учитывать, что у разных людей при аутотренинге включаются разные анализаторы: кто-то лучше воспринимает на слух, кто-то - зрительно, кто-то - через движение.

Но задача гипнолога или специалиста по аутогенной тренировке заключается не столько в том, чтобы с помощью этих методик ускорить процесс обучения, используя дополнительные резервы психики, сколько в том, чтобы создать мотивацию к учебе. Школьника может интересовать сам процесс аутогенной тренировки, гипноза. Это хорошо. Но если он создает интерес к обучению, это еще лучше.

Для специалиста же важно усвоить те противопоказания, которые существуют в гипнозе. Их немного, но они есть и связаны с заболеваниями. Человек, который занимается с детьми, должен хорошо владеть информацией об их здоровье, потому что психические заболевания, эпилепсия, острый аппендицит и гастрит, язвенная болезнь не позволяют проводить гипноз.

Дело в том, что гипноз и аутогенная тренировка кроме специального направленного воздействия имеют и общее действие. Если же дело поставить на поток, то среди массы школьников окажутся такие, кому можно только навредить.

Записала Елена ВАЛЬКОВА.
Медицинская газета № 55 (6283) 19.7.2002

Rambler's Top100 Психология 100