Цитаты

В 1932 г. З.Фрейд, отвечая на призыв А.Эйнштейна принять участие в борьбе за сохранение мира, в открытом письме заявил, что война, по-видимому, вполне естественная вещь, ибо «агрессивный или разрушительный инстинкт... действует в каждом живом существе, стараясь разрушить его, свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи».

Соц. сети


Термины

Амальгамирование(позднелат. amalgama — смесь, сплав) — слияние психопатологических расстройств с личностью, миром ее ценностей и представлении, воспринимаемое как результат прежнего жизненного опыта, намерений и пр. Механизм амальгамирования предполагает стабилизацию патологического процесса.

Новости

24-09-2017
Петр Живный и Игорь Разыграев - диалог о гипнозе и психотерапии

В разделе Видеосюжеты опубликована запись беседы двух выдающихся гипнологов, учеников профессора В.Л.Райкова, Петра Живного и Игоря Разыграева. Смотрите видеосюжет

О гипнозе

Сознание и его границы

Куликов Л.В. Психология сознания

«Гипноз. Связь времен»

Обзор статьи Д.Виноградова «Гипноз-дело тонкое» из Медицинской газеты, выпуск №84, 1993 год.

В 1993 году в Москве во Всероссийском Центре профилактической медицины прошел Первый Международный конгресс по лечебному и творческому гипнозу и вызвал повышенное внимание как российских, так и зарубежных гипнологов, психиатров, психологов. Этот конгресс был посвящен памяти знаменитого итальянского ученого Марко Маркезана, создавшего в Милане Университет новой медицины.

Эксклюзивно о профессоре Райкове В.Л.

«Сначала я «видела» музыку в форме тонкой струны, жгута, несколько изогнутого. Этот жгут вворачивался в меня, я сама как бы оборачивалась вокруг него... я ощущала его». Нет, это не впечатления от действия ЛСД – так после сеанса творческого гипноза в 1996 году описывала свои переживания от прослушивания классической музыки одна из испытуемых Владимира Леонидовича Райкова, российского психотерапевта, ставшего, пожалуй, главным исследователем в области творческого гипноза.

Что такое нехимические зависимости: причины и следствия зависимого поведения.

Зависимость от азартных игр и виртуальная зависимость, зависимость от отношений и от внешности, донжуанизм и зависимость от измен, зависимость от секса и приема пищи, от работы и от экономического статуса, от шоппинга и от обладания вещами, зависимость от рекламы и от телевидения, и даже зависимость от идеологии... Список зависимостей можно продолжать очень и очень долго, но все они, являясь вполне социально приемлемыми, между тем доставляют большое количество проблем их обладателям и родственникам зависимых.

В отличие от большинства других неприятностей человек первоначально воспринимает эти проблемы как удовольствие и наслаждается их наличием. Однако, через какое то время наслаждение начинает требовать все больших сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет его страдать. И тогда человек начинает испытывать желание избавиться от того, что вместо удовольствия стало приносить страдания. Но когда он пытается это сделать, то приходит к выводу, что сделать это намного сложнее, чем в любых других жизненных ситуациях. Эта проблема и называется зависимостью.

Зависимость - это состояние, которое "вырастает" из жизни человека, из его реальности. Она превращает жизнь в иллюзию.

Все, что составляет жизнь человека, образует его мир, его реальность. При этом, часть его жизни - мысли, чувства, воспоминания, представления, фантазии человека - все, что расположено в его психике, его душе, не имеет материальной природы. Эту область реальности человека составляет его внутренний мир, или внутреннюю реальность. Она индивидуальна и неповторима у каждого, является собственным творением человека, остается с ним всегда. Вторая часть реальности человека, отражающая его жизнь - внешняя, материальная. Она начинается с его тела и продолжается внешним миром - живой и неживой природой во всем ее многообразии. Это другие люди, взаимоотношения с ними, различные предметы вокруг. Это все, что находится постоянно перед нашими глазами, ушами, дано нам в ощущениях. То есть это то, что расположено "вне души человека". Данная часть реальности называется внешней. Если во внутренней реальности человек проявляет себя мысленно, чувствами и прочими "движениями души", то во внешней реальности он проявляет сенбя при помощи поступков и взаимодействий с другими людьми.

Жизнь человека - это постоянное освоение, расширение и преображение реальности - и внутренней и внешней. Чтобы это происходило, необходимо действовать в определённой последовательности, попеременно помещая цель своих действий, направление своих усилий то во внешнюю, то во внутреннюю реальность. Этот процесс протекает в определённой последовательности. На первом этапе человек помещает внимание во внутреннюю реальность. Он сосредотачивает все усилия на себе, пытается исследовать самого себя, разобраться в себе, в том, что представляет его индивидуальность. Результатом этих действий является обнаружение «частички себя», определение того, «что он есть». Обнаруживая себя, человек переходит ко второму этапу.

На втором этапе он перемещает свои силы, своё внимание во внешнюю реальность, «переносит» себя в мир. Он ищет место в мире, которое испытывает в нём нехватку. Это то место, в котором, с точки зрения человека он должен нечто изменить, «представить себя». Такое место для него выглядит и чувствуется как несовершенное. После этого человек переносит себя, свою частичку в мир. Он вносит во внешнюю реальность свою индивидуальность, делает мир богаче, совершеннее. В первую очередь он делает это для себя, поскольку только так может присвоить мир, сделать его «комфортным местом жизни». Кроме того, во внешней реальности человек вступает во взаимодействия с другими людьми. Это люди, внутренняя реальность которых во многом похожа на его внутреннюю реальность. Вместе с этими людьми он преобразует мир.

Изменяя внешнюю реальность, человек обнаруживает ограниченность познания самого себя. Он обнаруживает, что результаты исследования собственной внутренней реальности не полны. Та частичка себя, которую он нашёл на первом этапе, не полностью характеризует его суть или отражает её ошибочно. Он видит, что внёс в мир недостаточно или, вообще, «не то», заблуждался в познании себя. Чтобы понять это, достаточно ощущать, что внутри осталось нечто нереализованное, а вовне - нет полного представления самого себя. Т.е. человек ощущает, что его внешний и внутренний мир познан и завоёван не до конца. И внутри и снаружи «нет полноты, гармонии». Тогда он снова перемещает свою цель внутрь, чтобы «узнать себя получше, поточнее». Так, в поступательном движении, проходит процесс жизни. При этом человек ищет себя внутри и переносит найденное в мир, делает его доступным для других людей. Т.е. можно сказать, что цель человека расположена внутри него самого, а достижение цели - вне человека.

Однако на этом пути достаточно часто возникают отклонения. Поиск себя во внутренней реальности и выражение во внешней реальности сопряжены с множеством трудностей и препятствий. Внутренняя реальность далеко не всегда оказывается приятным местом для исследования. Исследуя внутреннюю реальность, человек наталкивается прежде всего на признаки своего несовершенства и боль - на всё то, от чего он так старательно отворачивался. И только за «забором» из проблем открывается то, что составляет суть человека.

Внешний мир также оказывается не самым простым местом для реализации своих планов. Человек, прежде всего, сталкивается с необходимостью развить в себе способности, необходимые для реализации себя в мире. Он должен вложить в это силы, труд, самого себя. Т.е. от него требуются значительные усилия. Кроме того, его способности становятся желанными для тех, кто хочет его использовать и, за счёт него, добиться своих собственных целей. Т.е. человек сталкивается с внешним противодействием, попытками его обмануть и заставить действовать против его собственных интересов. Как правило, для этого мир вокруг человека украшается привлекательными приманками. Это всё, что обещает достичь цели, не преодолевая препятствий, или вообще заменить собой истинную цель.

Такие приманки составляют материал, из которого человеку предлагают построить новую, искусственную реальность и заменить свою, дискомфортную реальность на новую, привлекательную. Привлекательность и желанность таких реальностей связана с их особенностью. Существование в них избавляет от дискомфорта внутри самого себя. В итоге человек начинает жить искусственной жизнью. Его собственная внутренняя реальность оказывается неисследованной, он не выражает себя в мире. Всё, что он делает, это пребывает в иллюзорной реальности и действует только для того, чтобы её поддерживать. Постепенно его собственный внутренний мир становится всё меньше, уступая главное место иллюзорному. Когда человек выбирает цель, расположенную вне себя, чуждую ему цель, он находится в искусственно созданной реальности. Эта реальность сильно отличается. Самое важное её отличие - выбор человека в ней ограничен условиями этой реальности. Она примитивна, проста, однообразна - в соответствии с целью, для которой создана. Чтобы находиться в ней и удерживать иллюзию человек вынужден предпочитать определённое поведение, чувства, мысли. Он ограничивается в выборе.

Состояние отсутствия выбора и называется зависимостью.

Т.е. зависимость - следствие ограничения выбора. Выбор ограничивается в соответствие с чуждой человеку целью. Это цель сужает и искажает выбор человека. Зависимость - это действие, чувство, взаимодействие без выбора. Зависимость суживает разнообразие того, как себя вести, что чувствовать, как думать. И, самое главное - зависимость ограничивает возможность человека достигать достойной цели.

Жизнь человека - постоянный выбор между двумя целями. Первый выбор - выбор самого себя. Второй - выбор зависимости. Совершая выбор, человек предпочитает либо одно направление своей жизни, либо другое, противоположное. Одно направление является для человека истинным, другое - ложным. Самый главный признак ложной цели - отсутствие выбора, проявляющееся зависимостью.

Предпочитая истинную цель, человек совершает свободный выбор. Зависимый выбор - результат предпочтения ложной цели.

По материалам книги Котлярова А. В. "Другие наркотики" (Психотерапия, Москва, 2006)


Материалы по данной теме:


Лечение зависимого поведения гипнозом

 

Rambler's Top100 Психология 100